За словосочетанием «социальная сеть» скрывается достаточно широкий круг довольно сильно отличающихся друг от друга сайтов. В последние лет 5 произошел самый настоящий бум этих самых социальных сетей. Началось все, как обычно бывает, на Западе, в первую очередь потому что там количество граждан online все ближе и ближе подползает к 100%. Конечно, «онлайн» они все по разному, кто-то только почту проверяет и погоду смотрит, но тем не менее так или иначе с интернетом знакомо подавляющие большинство. И вот сейчас этот бум перебрасывается на Россию. Что же такое социальная сеть и с чем ее едят?
Первым действительно популярным сайтом стал культовый myspace.com, основная аудитория которого в Америке. Фактически сайт представляет собой огромное количесво анкет, в которых указаны интересы, небольшие биографии, фотографии и прочее, прочее. По большому счету сайт используется для двух основных целей: знакомств (совершенно разного характера) и раскрутки. Сотни музыкальных групп начинали именно оттуда. Сейчас сайт напоминает скорее свалку, за рекламой никто всерьез не следит, сервер периодически не отвечает, сам интерфейс по современным меркам просто ужасен, движок кривой. Но они были первыми и теперь имеют миллионы пользователей.
Так что же такое социальная сеть сегодня? Понятно, что это сайт, созданный с целью, поиска, знакомств и общения людей. Однако эти аспекты, а также цели знакомства достаточно сильно разнятся.
Во-первых, это профессиональные социальные сети, которые создавались для соискателей и работодателей, система рекомендаций, репутации и прозрачности карьерного опыта в действии. Классический пример - linkedin.com. В России пытались сделать что-то похожее на moikrug.ru. И еще есть интересный альтернативный проект от разработчиков из Тюмени – pro2.ru, до сих пор не понятно, почему они не расширились окончательно по всей стране, скорее всего это вопрос времени. Здесь акцент на профессиональном опыте и знакомства исключительно с целью сотрудничества и трудоустройства.
Так что же такое социальная сеть сегодня?
|
Во-вторых, это блог сети. Livejournal.com, liveinternet.ru, blogspot.com и десятки других включая блог сервисы от яндекса, мейл.ру и далее по списку. Аудитории уже сейчас везде меряются сотнями тысяч. Блог сервисы, конечно, весьма условно можно назвать социальными сетями, потому как в сущности это лишь набор дневников. Но концепт «друзей», который пошел из ЖЖ добавляет ко всему этому некую нотку личного общения и связывает разрозненные журналы засчет прозрачности списков читателей и читаемых. В сущности, русский ЖЖ начинался с нескольких десятков, а потом сотен пользователей, многие из которых неплохо знали друг друга.
В-третьих, это сайты знакомств. Сейчас много шума вокруг многомиллионных прибылей mambo.ru и loveplanet.ru. Однако соц. сетями их опять же можно назвать лишь условно, потому как основная аудитория это одинокие мужчины и женщины (а также мальчики и девочки), социальных сервисов практически нет, анкета убога и все сводится к поиску girlfriend/boyfriend и переписку с ним. Однако владельцы рассматривают сайты как работающие бизнес модели. И надо заметить, эти сайты приносят создателям действительно очень неплохие деньги, существуют партнерские программы и многое другое.
В-четвертых, это сайты для поиска людей, которые учились с тобой в одной школе или ВУЗе. Как ни странно, именно отсюда выросло самое интересное направление. Все началось с сайта facebook.com. Потом у нас сделали почти клон vkontakte.ru, который снискал просто невероятную популярность, преимущественно у студентов. Здесь и все положительные достижения блоггерских сайтов, такие как интересы и отголоски myspace в виду любимых книг, фильмов и музыки. Все, разумеется, кликабельно, с возможностью найти людей с общими интересами. Стандартный набор: возможность заливать фото, переписываться и даже писать небольшие заметки, т.е. в сущности простенький блог сервис.
Главная проблема, на мой взгляд, с социальными сетями в модерации. Как только на сайте появляется более-менее крупная аудитория, возникает масса людей, желающих продвигать свою продукцию через эту сеть. Плюс сами пользователи порой создают идиотские группы, замусоривают сайт страничками-подделками под знаменитостей или и вовсе ведут обсуждения, противоречашие законодательству РФ. Кто-то должен все это контролировать, править, банить и т.д. А это огромная работа на грани. Пототму как грамотная модерация не должна ограничивать свободу. На практике все это реализовать получается не у многих. Другая проблема – это окупаемость. Рано или поздно сайт обрастает рекламой, потому как кто-то должен оплачивать счета за хостинг и сумасшедший трафик. К слову, vkontakte.ru (не в пример facebook.com) пока обходится без нее. Что будет дальше – посмотрим.
Основной тренд, который можно отметить – это расширение возможностей (и размытие различий) этих сервисов, каждый сайт предлагает все больше функций в попытках выжить в конкурентной борьбе, уже почти везде можно загружать фотографии, писать заметки, общаться и многое другое. Не хватает разве что интеграции всех этих разрозненных площадок между собой. Пользователям не нужны тысячи аккаунтов на разных сервисах, причем, с сильно пересекающимися контактами на них. Пользователю дорого его время поэтому мне представляется крайне перспективной интеграция всех этих сервисов. В разумных пределах, конечно.
В общем, социальные сети сегодня – один из инструментов, которые нам предлагает интернет. Пользоваться или нет – выбор каждого, надеюсь, этот небольшой ликбез поможет вам соориентироваться в этой относительно новой сфере. Вам понравилась статья? Пожалуйста оцените её.
|